Шемякина Мария Евгеньевна Персональный сайт воспитателя

Песпективный план организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе формирования элементарных исследовательских действий у детей младшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи:

1. Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, запах .... Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).

2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба – пальто – Дидактическая игра «Не ошибись»).

3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (почему стоит автобус). 4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок рассыпается?).

Представляю Вам перспективный план организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 

«Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер).

«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)

Цель: побуждать детей различать овощи, фрукты по запаху, называть их.

2. «Сухой и мокрый песок»

Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

Октябрь

«Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

«Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением

«Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.

«Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Ноябрь

 «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Чудесный мешочек»

познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет

 

«Легкий – тяжелый»

Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.

Декабрь

«Снег, какой он?»

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

«Лёд и снег»

Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.

«Тает льдинка»

Цель: познакомить детей со свойством замерзания  воды на морозе и таяния в тепле.

«Свойства снега»

Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).

Январь

«Как из снега получить воду»

формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

«Как воду превратить в лед»

познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

«Изготовление цветных льдинок»

Цель:  продолжать знакомить детей с тем, что в воде  растворяется краска.

что вода замерзает на морозе.

«Экспериментирование со снегом»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).

Февраль

«Экспериментирование с песком»  (в уголке экспериментирования)

Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.

« Игры с соломинкой»

дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его  легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

«Солнце в феврале»

Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.

«Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Март

«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

«Что в пакете»

дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным

«Посадка лука»

уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

 

«Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

Апрель

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности

«Веточка березы»

наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

«Уголь и мел»

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.

«Нагревание воды»

Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду. 

Май

«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.

«Свойства глины»

Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).

20 января 2021 в 10:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.